С ЧЕГО НАЧАТЬ ОПИСАНИЕ БИЗНЕС-ПРОЦЕССОВ? БИЗНЕС-ПРОЦЕССЫ ВЕРХНЕГО УРОВНЯ
Процессы управления.
Первая группа - это процессы управления.
Как правило к этой категории мы относим все процессы, которые связаны с управлением бизнесом:
- Стратегическое управление
- Операционное управление
- Управление финансами
- Управление инвестиционными проектами
- Управление технологиями
- Управление персоналом и пр.
- Какие у бизнеса стратегические цели?
- Куда бизнес пойдет в своем развитии?
- Какая будет бизнес-модель компании?
- Как будет строится система управления?
- Как будет строится система ценообразования?
- За счет чего будет расти выручка?
- За счет чего будет формироваться прибыль?
- Какие технологии мы будем использовать?
Основные процессы.
Вторая группа - это основные процессы.
Мы называем эту группу - "Процессы создания рыночной ценности"
Это те процессы, которые формируют основную ценность для конечного потребителя вашего бизнеса, и без которых ценность ваших услуг или товаров или снижается, или перестает быть ценностью вовсе.
Например, Вы производите одежду. В этом случае к основным процессам будут относится следующие:
1. Маркетинг (определение целевой аудитории, опросы целевой аудитории, с целью понимания ее потребностей, отслеживание трендов в моде, разработка новых моделей одежды и пр.)
2. Закупки сырья и материалов.
3. Производство (пошив одежды)
4. Продажи
5. Доставка (в случае, если доставка добавляет ценность вашему товару)
Например, если доставка добавляет ценность к конечному продукту и является его составной частью, то доставка относится к группе процессов создания ценности. И наоборот, если доставка не имеет значительной ценности для конечного потребителя вашего продукта, то процесс доставки мы относим к следующей группе процессов - к вспомогательным.
Вспомогательные процессы.
Вспомогательные - это все процессы, которые обеспечивают бесперебойную работу основного процесса - процесса создания ценности.
В рамках приведенного выше примера с производством одежды, к этой группе можно отнести следующие процессы:
- Финансирование и взаиморасчеты
- Бухгалтерский учет
- Кадровый учет
- ИТ обеспечение
- Техническое обеспечение производства
Чтобы видеть бизнес-архитектуру в целостном виде, и чтобы не утонуть в описании ее деталей, начинать стоит именно с процессов верхнего уровня, и только потом поэтапно детализировать каждый из них.